Сегодня в рубрике, посвящённой Культурно-выставочному центру Русского музея в Когалыме, мы продолжаем рассказывать о творчестве Карла Брюллова.
Признанный всей Европой благодаря своему знаменитому полотну «Последний день Помпеи», живописец плодотворно работал в жанре портрета и жанровых сцен, но публика жаждала вновь увидеть монументальное многофигурное полотно. Сам Брюллов также хотел снискать повторной славы, а вдохновением ему послужила история неудачной для России Ливонской войны 1558-1583 гг. Сюжетом для новой картины он выбрал героическую оборону Пскова в 1581-1582 гг., которая показала величие русского боевого духа и сделала исход войны не столь неблагоприятным для России, остановив наступление польских войск на Великий Новгород и Москву.
Понимая важность исторической достоверности всех деталей, в процессе работы Брюллов собрал большой фактический материал. Вместе с археологом, художником Ф.Г. Солнцевым летом 1836 г. живописец посетил Псков и осмотрел развалины крепостной стены, где проходила ожесточённая битва, пытался постичь нравы древнерусского общества, изучал археологические материалы, русские костюмы и воинскую амуницию: старинное оружие, шлемы, мечи и латы.
Избегая страшных кровопролитных батальных сцен, художник остановился на передаче патриотического духа русского воина, крестьянина, который впервые в русской живописи обрёл качества сознательно действующего и неустрашимого героя исторического события. Наибольшее внимание художник уделил представителям духовенства и участникам крестного хода, которые для поднятия боевого духа защитников Пскова в ключевые минуты сражения подошли к пролому крепости с хоругвями и местными святынями. Композиционным центром картины стал стремительно скачущий на лошади монах, символично сжимающий в руках высоко поднятый крест.
Работа над большим полотном продолжалась более 7 лет, но картина осталась незавершённой, так как сам мастер не был доволен своей работой. Не закончив картину, художник использовал её как перегородку в своей мастерской (сейчас незавершённая работа хранится в Государственной Третьяковской галерее).
Единственный первоначальный эскиз этой работы «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» (1836) хранится в Государственном Русском музее, а сейчас его можно увидеть в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме на выставке «Коллекция В.А. Кокорева».
Культурно выставочный центр расположен по адресу ул. Югорская, 30, запись на экскурсии по тел. 65-700.