Сегодня в рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем об одном из художников, чья картина «Шторм на Волге» представлена на выставке «Преображенная природа». Речь пойдет об Илье Ефимовиче Репине.
Художник родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рисовать будущий художник начал рано. Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов, но мальчик проучился там только два года - потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову.
Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.
Слава пришла к Илье Репину рано: ему не было и тридцати лет, когда прогремели его «Бурлаки на Волге». Шедевр заметили не только в России, но и в Европе. В 1878 году мастер вошёл в Товарищество передвижников. 1880-е годы стали пиковыми для его творческой карьеры.
Излюбленная Репиным морская тема воплощена в картине «Шторм на Волге» (1870-1891 гг.). Здесь штормовая погода передана очень удачно. Темные тучи, ветер, огромные волны - очень точно проявился дух бушующей природы. Небо и река слились в одно целое, смешались и имеют одинаковые оттенки. На переднем плане изображено несколько русских мужиков, борющихся со стихией. Илья Репин смог точно передать всю мужскую силу персонажей. Она сокрыта в огромных мужских руках, которые держат весло, крепких плечах, не знающих тягот. Здесь показан образ того самого русского мужика, который не боится ни бога, ни чёрта, - ему всё по плечу и не страшны никакие трудности.
После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг. 29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.