Сегодня в рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы продолжим рассказывать о новой выставке «Под крышей дома своего», открывшейся в когалымском выставочном зале.
«В одной из записных книжек Льва Толстого сохранилась запись: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Так великий русский писатель понимал взаимоотношения человека с самим собой и близкими людьми в ограниченном пространстве, которое называют всеобъемлющим словом «дом».
Каждый конкретный «дом» отражает совокупность исторических и социальных особенностей. Но какие из них влияют на обретение счастья в стенах своего дома? Ответ на этот главный вопрос искали художники разных эпох, изображая человека в интерьере его жилища. Атмосфера предметно-бытовой среды, одушевленная художниками, позволяла ощутить поэтику и сущность бытия.
Родственные отношения людей как важная часть художественного образа «дома» впервые были отражены в русской живописи на сентименталистских полотнах конца XVIII века, но особую популярность «семейный портрет» получает позднее, в первой половине XIX века. В композициях Федора Толстого, Прокофия Пушкарева и Алексея Волоскова скрупулезно, в лучших традициях «русского бидермайера», выписывались детали интерьера с анфиладой комнат.
Центральное место в изображениях «залов» отводилось фигурам мужчин, женщин и детей, как правило, расположившимся вокруг большого стола. Такие сцены, неоднократно описанные в русской литературе и воспоминаниях, были типичны для жизни стародворянских семей: «Дом городской и деревенский был для них не местом парада, – а уютным и теплым семейным гнездом».
Во второй половине XIX века убранство дома наполнялось множеством предметов, любимых хозяевами. К примеру, в «Интерьере (Семейном портрете Митусовых)» (1872) Михаила Васильева о традиционных семейных ценностях напоминают многочисленные портреты родственников на стенах, мебель, удобная для долгого совместного
времяпровождения, и обилие приятных, радующих глаз декоративных мелочей. В эпоху историзма «элегантные безделушки» красовались на полках горок, этажерок, застекленных шкафов, ставших непременной принадлежностью любой богатой гостиной».
В период утверждения реалистических принципов изображения действительности русские художники также подробно описывали интерьеры крестьянских домов. В избе не было места «изящным мелочам», а каждый бытовой предмет представлял собой жизненно необходимую вещь повседневного обихода. Горшки, кадушки, туеса, сундуки, лавки и многие другие детали убранства избы составляли правдивый рассказ о деревенском доме пореформенной поры в изображениях «внутренних интерьеров» Владимира Маковского, Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Николая Чернова. Таким образом демократическая эстетика открывала в изобразительном искусстве новые темы, связанные с «частной
жизнью» человека»,
– Сергей Викторович Кривонденченков, ведущий научный сотрудник Русского музея и доктор искусствоведения.
Ждем вас ежедневно, со среды по воскресенье, по адресу: ул. Югорская, 30. Справки по телефону: (34667)6-57-00.
#МузейКогалым #КВЦРусскогоМузея #ПодКрышейДомаСвоего