Сегодня в постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем о Михаиле Петровиче Клодте (1835-1914) и его картине «Швея», написанной в 1875-м году и представленной на выставке «Под крышей дома своего» из собрания Государственного Русского музея.
Работы Михаила Клодта внесли весомый вклад в развитие русской живописи второй половины XIX века. Неслучайно картины именно этого художника вошли в состав коллекции Павла Третьякова одними из первых.
Художник родился в 1835 году в Петербурге, в семье известного скульптора эпохи Николая I, барона Петра Карловича Клодта. Учился живописи в Императорской Академии художеств в классе профессора Алексея Маркова. За успехи в учебе был награжден многими серебряными и золотыми медалями, а также получил высшую награду Академии – большую золотую медаль и право путешествовать за счет учебного заведения по Европейским странам с художественной целью (Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Аккадемии художеств. 1764-1914. СПб, 1915).
Михаил Петрович Клодт был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских акварелистов. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в училище барона Штиглица. «Маленького роста, сухощавый с небольшой бородкой клином, с нерешительной, качающейся походкой и речью, для которой он не сразу находил подходящие слова. Он никогда ни на кого не обижался, ни о ком не отзывался дурно, никому не причинял какой-либо обиды. За простоту, незлобность и искренность его и любили товарищи. К экспонентам он тоже относился доброжелательно» (Д. Я. Минченков. Воспоминаниях о передвижниках. 1965).
С именем Михаила Клодта связано становление критического реализма в русской живописи. Его картины, которые можно отнести к т.н. «малым жанрам», сюжет опирается на современную художнику действительность, изображая сложные, подчас трагические жизненные ситуации: потерю кормильца, смерть жены и т.д.
Центральное место художник отводил передаче внутреннего состояния человека, его переживаниям и эмоциям, добиваясь необычайной выразительности и правдивости. При этом художнику были чужды обличительные интонации, характерные для творчества многих его современников и последователей.
Последние двадцать лет жизни художник посвятил реставрационным работам в Эрмитаже, работе чрезвычайно важной для сохранения произведений искусств будущим поколениям и требующей большого мастерства для ее качественного выполнения.
На картине Михаила Клодта «Швея» мы видим печальную молодую женщину за работой. Шьет она подвенечное платье. Вероятно, женщина горюет о своем одиночестве, не надеясь выйти замуж и обрести семейное счастье. Но свет из окна и цветущая герань дарят ощущение надежды и благополучного будущего миловидной труженицы.
Увидеть картину Михаила Клодта «Швея» наряду с другими картинами выставки можно ежедневно, со среды по воскресенье, по адресу: ул. Югорская, 30. Справки по телефону: (34667)6-57-00.
#КВЦРусскогоМузея #ПодКрышейДомаСвоего #МузейКогалым